Начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год применяется новый Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (утв. приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н, далее – ФСБУ 6). Организация может принять решение о досрочном применении ФСБУ 6.
Новый стандарт изменил правила учета малоценных основных средств – их стоимость можно сразу списать на расходы (п. 5 ФСБУ 6). Как и раньше, организация должна самостоятельно определять стоимостной лимит для основных средств, но теперь его максимальная величина в стандарте не указана. Помимо этого, отсутствуют указания, что лимит устанавливается за единицу актива и что лимит измеряется в денежных единицах.
При установке лимита ФСБУ 6 требует учитывать существенность информации о малоценных основных средствах.
Понятие существенности приведено в пункте 7.4 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, далее – ПБУ 1). Несущественная информация – это информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности.
В связи с выходом ФСБУ 6 Бухгалтерский методологический центр (БМЦ) выпустил Рекомендацию Р-126/2021-КпР "Стоимостной лимит для основных средств" (принята Фондом «НРБУ «БМЦ» 29.03.2021).
Рекомендация Р-126 предлагает организациям из всех имеющихся у них основных средств выделить совокупность объектов, информация о которых не способна повлиять на экономические решения пользователей бухгалтерской отчетности (несущественные ОС). Например, для предприятия в состав несущественных ОС могут входить объекты, сгруппированные по признаку «офисная техника» или «офисная мебель».
Стоимостной лимит следует определять сразу для всей совокупности несущественных ОС.
Затраты на приобретение несущественных ОС списываются в расходы независимо от стоимости отдельных объектов. Объекты, не относящиеся к несущественным, независимо от стоимости отдельных объектов учитываются в общем порядке учета основных средств.
Стоимостной лимит и несущественность ОС можно определять:
В первом случае стоимость несущественных ОС потребуется оценивать исходя из ее потенциального влияния на показатели бухгалтерской отчетности организации, в том числе:
Лимит может выражаться:
При установлении лимита принимаются во внимание:
Предполагаемая совокупная годовая сумма затрат на приобретение (создание, улучшение, восстановление) несущественных ОС не должна превышать стоимостной лимит. При необходимости организация уточняет состав несущественных активов таким образом, чтобы обеспечить соблюдение указанного условия.
Предположим, затраты на приобретение объектов, сгруппированных по признаку «офисная техника», превысили лимит. В этом случае группировку объектов следует детализировать. Например, вместо совокупности «офисная техника» будет «офисная техника, кроме цветных принтеров». Такое уточнение может привести к необходимости пересчета данных с начала года – все цветные принтеры, приобретенные в текущем году, придется учитывать в общем порядке учета основных средств.
Состав несущественных ОС и стоимостной лимит ежегодно проверяются на соответствие условиям и характеру инвестиционной деятельности организации.
При принятии решения по пункту 5 ФСБУ 6 не должна меняться классификация финансовых результатов, денежных потоков и других показателей бухгалтерской отчетности, связанных с приобретением (созданием, улучшением, восстановлением) несущественных основных средств. Это означает, что:
Если классификация финансовых результатов, денежных потоков или других показателей бухгалтерской отчетности, связанных с несущественными ОС, меняется, то организация должна обосновывать такую учетную политику на основании пункта 7.4 ПБУ 1. Причем для подтверждения такой несущественности потребуется рассмотреть более широкий спектр возможных последствий для бухгалтерской отчетности, в том числе дополнительные аспекты, которые могут быть затронуты переклассификацией.
Это может привести к необходимости установить более низкое количественное значение стоимостного лимита по сравнению с тем, которое могло бы быть установлено, если бы организация не изменяла классификацию расходов, денежных потоков и других связанных показателей бухгалтерской отчетности.
Полагаем, что во всем остальном организация может руководствоваться порядком, описанным в Рекомендации Р-126, даже в том случае, если лимит устанавливается на основании пункта 7.4 ПБУ 1.