Вопрос аудитору
Организация (ООО) сдала годовую бухгалтерскую отчетность в срок, но перед этим не провела инвентаризацию активов и обязательств. Является ли нарушением законодательства факт отсутствия инвентаризации? Последует ли за это административная ответственность?
Административной ответственности за непроведение инвентаризации перед составлением и сдачей годовой бухгалтерской отчетности не предусмотрено. Однако это может повлечь за собой определенные риски в связи с возможной недостоверностью представленной отчетности.
Обоснован такой вывод следующим.
Достоверность данных бухгалтерского учета и годовой бухгалтерской отчетности должна подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств (п. 38 ПБУ 4/99,п. 26 Положенияпо ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).
Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются организацией, исключение – обязательное проведение инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами (п. 3 ст. 11 Федерального закона№ 402-ФЗ). В частности, проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (п. 27 Положения34н). Годовая инвентаризация активов и обязательств проводится с учетом следующих особенностей (п. 27 Положения34н):
На какую дату нужно проводить годовую инвентаризацию активов и обязательств организации, см.здесь.
В конце 2020 года Минфин России выпустил письмаот 23.11.2020 № 07-01-09/101877,от 29.12.2020 № 07-04-09/115445о порядке проведения инвентаризации в условиях коронавируса. В этих письмах ведомство:
Прямой нормы, позволяющей привлечь организацию к административной ответственности за непроведение инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, в КоАП нет.
В то же время укажем следующие риски при отсутствии инвентаризации: