Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1976
С 1 июня по 1 ноября 2020 года для бизнеса действовала программа выдачи льготных кредитов по ставке не более двух процентов, которые государство спишет при выполнении определенных условий (см. комментарий). Некоторые условия Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 № 696 (далее – Правила), были сформулированы не вполне четко, что вызвало обоснованные опасения предпринимателей в части возможности соблюдения этих требований. Видимо, не имея возможности сформулировать требования яснее, государство решило пойти по другому пути – оно их изменило. А также изменило и некоторые условия выдачи кредитов. Об этих изменениях расскажем в нашем комментарии.
Условия выдачи кредитов
Ранее кредиты выдавались на возобновление деятельности. Одно из главных новшеств – исключение из понятия "возобновление деятельности" указания на документальное подтверждение расходов. Таким образом, из Правил исключено упоминание о том, что заемщики должны документально подтверждать расходы, которые они понесли за счет кредита.
Требования к заемщикам уточнили, но принципиального значения это уточнение не имеет, то есть не изменит состав заемщиков.
Напомним, что к заемщикам относятся:
В прежней редакции Правил было требование о включении в реестр и о ведении определенной деятельности на дату обращения заемщика за кредитом. В новом пп. "а" п. 9 Правил требование о включении в соответствующие реестры на дату обращения для НКО убрали совсем. А вот по деятельности появилась дата занятости в этих видах – 1 марта 2020 года. Как уже было отмечено выше, такое уточнение не имеет значения, потому что при определении категории заемщиков их вид деятельности и так определялся по ЕГЮЛ (ЕГРИП) на 1 марта 2020 года (п. 10 Правил). Причем для малых и микропредприятий он мог быть как основным, так и дополнительным, а для остальных – только основным.
При этом в новой редакции Правил появился пункт 10.1, согласно которому указанные выше условия о включении в реестр и ведении деятельности должны соблюдать заемщики, которые были реорганизованы по решению Правительства РФ или органа исполнительной власти региона. Причем для них установлена другая дата проверки соответствия – дата завершения реорганизации (то есть дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности организации).
Размер кредита
Правила расчета максимальной суммы кредита и выдачи изменились, но эти изменения вряд ли имеют существенное значение, поскольку сроки подачи заявок на кредиты и их выплаты прошли.
В прежней редакции максимальная сумма кредита рассчитывалась как произведение:
В новой редакции п. 24 Правил количество полных месяцев, исходя из которого рассчитывается максимальная сумма кредита, изменили:
Кроме того, для заемщиков, которые обратились за кредитом до 25 июня 2020 года, численность работников для определения максимальной суммы кредита можно считать по данным СЗВ-М за апрель 2020 года.
По нашему мнению, эти изменения на размер полученного ранее кредита повлиять уже не могут.
Также не имеет значения еще одно новшество – отмена пп. "ж" п. 9 Правил, который предписывал выдачу кредита не разово, а ежемесячно. Но если заемщик получил еще не все средства от банка по кредиту, он может попросить их остаток целиком, если иные условия не установлены условиями договора.
Новые правила списания задолженности
Условия, при которых кредит не нужно возвращать, изменили, сделав их простыми и понятными.
Напомним, что у льготного кредита всего два периода:
Если по истечении базового периода выполняются условия, то кредит переходит в период наблюдения. Если условия соблюдаются в период наблюдения, то задолженность списывается не позднее 1 апреля 2021 года.
При невыполнении условий по итогам базового периода или периода наблюдения кредит переводится на период погашения. Это означает, что кредит придется отдать равными платежами в течение трех ближайших месяцев. При этом на базовый период и период наблюдения ставка составит 2 %, а на три месяца погашения кредита будет действовать обычная ставка банка (она устанавливается в кредитном договоре с банком, и ее размер не регулируется государством).
Условия, которые необходимо соблюдать в течение базового периода (завершился 1 декабря 2020 года), почти не изменились (поскольку изначально были простыми).
Чтобы по окончании базового периода перейти в следующий льготный период, необходимо сохранить численность работников на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 ноября 2020 г. (п. 11 Правил):
Прежняя формулировка требовала сохранения не менее 80 % от численности по состоянию на 1 июня 2020 года.
Также осталось условие о том, что по состоянию на 25 ноября 2020 года организация должна быть действующей (не введена процедура банкротства), ИП также не должен прекращать деятельность.
По итогам периода наблюдения необходимо соблюдать аналогичные условия о численности в течение всего периода наблюдения на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 марта 2021 года (п. 12 Правил).
В прежней редакции речь шла о сохранении 80 % от численности на 1 июня 2020 года. Требование о продолжении работы и требование об отсутствии процедуры банкротства для списания задолженности остались. Но отменили пп. "в" п. 12 Правил, который требовал, чтобы средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику, была не меньше МРОТ. Именно это условие вызывало основные вопросы у заемщиков, поэтому его отмена – самое главное положительное изменение.
Однако совсем без требований в части зарплаты не обошлось. Новый пункт 12.1 Правил требует, чтобы в течение периода наблюдения заемщик платил зарплату сотрудникам в соответствии с трудовым законодательством. Это существенно облегчает задачу, поскольку главное требование ст. 133 ТК РФ – это выплата зарплаты за полностью отработанный месяц в размере не меньше МРОТ. Значит, каждый, кто работает на неполную ставку, был в отпуске, командировке или на больничном, может получить меньше МРОТ, и это не нарушение условий кредита. Однако тут есть подводные камни. Например, если в регионе установлена региональная зарплата, необходимо платить не меньше этого размера. Камнем преткновения при доведении до МРОТ может стать ночная , сверхурочная работа, работа в праздники и даже совмещение .
Во избежание споров и отказа в списании кредита рекомендуем все эти доплаты производить сверх МРОТ.
Подтверждать выполнение всех установленных условий будут банки на основании данных, размещенных в информационном сервисе ФНС России (п. 24 Правил). Такие данные размещаются не реже одного раза в месяц на основании представленных в ПФР форм СЗВ-М.
Уточнение данных по численности
25 декабря 2020 года и 15 апреля 2021 года ФНС России должна разместить на своем сервисе уточненные сведения о численности (соответственно, на базовый период и период наблюдения).
На основании этих уточненных данных банки могут (п. 13.1 Правил):